Отреставрированный и помолодевший, 5 ноября 1990 года он занял свое место у специального пирса в микрорайоне Солнечный г. Иркутска. "Ангара" - один из первых ледоколов в мире и, пожалуй, самый древний из сохранившихся судов этого типа. В этом его уникальность. Но не только поэтому чтят иркутяне "Ангару".
Основное описание "Ангара" — один из первых в мире ледоколов, сохранившийся до наших дней. Он был изготовлен в Англии, в разобранном виде доставлен по железной дороге на Байкал. На воду "Ангару" спустили 25 июля 1900 года. За свое более чем столетнее существование судно пережило мирные, трудовые, и военные будни, почет и забытье. После своего второго рождения ледокол стоит в заливе микрорайона Солнечного города Иркутска, теперь в нем размещается культурно-досуговый центр "Ледокол "Ангара". Размеры судна: длина — 61 метр, ширина — 10,7 метров, высота борта — 7,6 метра, осадка кормой при полной загрузке — 4,7 метра. Корпус ледокола стальной, клепаный, толщина ледового пояса, расположенного в районе ватерлиниии — 25 миллиметров. На судне установили четыре огнетрубных котла (тип паровых котлов, в которых вода находится в межтрубном пространстве) локомобильного типа, а в качестве топлива использовали каменный уголь Черемховского разреза. Запаса в 230 тонн хватало на 115 часов хода судна. На "Ангаре" оборудовали каюты для пассажиров первого и второго класса на 60 мест, а для третьего класса в кормовой части — на 100 мест. Грузоподъемность ледокола — 250 тонн. Первым капитаном судна назначили Иоганна Фридриха Мазура. Ежедневно оба ледокола совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая, затем из-за неприспособленности к зимним рейсам вместо Мысовской гавани стали использовать Танхой. Ледоколы ходили по Байкалу со второй половины апреля до середины января следующего года. В 1906 году, после ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги, "Ангара" редко выходила в море. Начальник переправы Заблоцкий попытался добиться разрешения у Министерства путей сообщения использовать ледокол для рейсов на север Байкала. Однако владельцы частного пароходства взбунтовались — они посчитали, что это может привести к упадку их предприятия. К тому же содержание двух ледоколов обходилось министерству недешево. В навигацию 1907 года "Ангара" уже не вышла. Экипаж ледокола был сокращен, на судне остался только боцман Есипов и несколько матросов для поддержания порядка. 10 лет простоял ледокол без работы. В конце 1916 года "Ангара" совершила рейс до Нижнеангарска. Капитаном судна назначили Вячеслава Григорьевича Базилевского. 28 января 1918 года, спустя 10 дней после подписания Лениным декрета "О национализации торгового флота", Комитет Советских организаций Восточной Сибири принял постановление о национализации имущества Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств, в том числе и Байкальской железнодорожной переправы. В это же время ледокол переоборудовали для пассажирских перевозок.