Логин:
Пароль:
Акция! Создай сайт бесплатно! Жми!

Категории раздела

Биографии [6]
Биографии капитанов, экипажа, руководителей, сотрудников и просто людей так или иначе внесших вклад в Ледокол Ангара разных времен...
История [3]
События [2]
События и статьи связанные с Ледоколом "Ангара"
Глобальные [0]
Мировые новости и события

Поисковая система сайта

Наш опрос

Вам понравилась игра "Jungle Heat" от наших партнеров?
Всего ответов: 69

Друзья сайта

Aliexpress Миксмаркет - полномасштабная партнерская сеть рунета

Статистика


Регистрация сайта в каталогах, раскрутка и оптимизация сайта, контекстная реклама
Весь экипаж: 1
Пассажиров: 1
Матросов: 0
Яндекс.Метрика




Пятница, 20.10.2017, 20:42  
Бортовой журнал Ледокола Ангара
Amfibi Web Search & Directory
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Лента новостей RSS
Ledokol Angara Ледокол Ангара
Главная | Мой профиль | Выход | Акция! Создай сайт бесплатно и заработай на этом! Жми! Регистрация сайта в каталогах, раскрутка и оптимизация сайта, контекстная реклама
Каталог статей


Главная » Статьи » История

Легенда Байкала – ледокол «Ангара»

Ледокол "Ангара" – участник строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, свидетель всех потрясений ХХ века. Сегодня эта историческая личность – музейный объект под открытым небом.

Начало истории ледокола «Ангара» было положено указом императора Александра III. Указ гласил о принятии решения построить Транссибирскую магистраль, которая соединила бы Москву с Владивостоком. Необходимость ее строительства была вызвана сложной международной политической обстановкой, в том числе грядущей войной с Японией.



Одним из наиболее сложных участков строительства магистрали была часть железной дороги, ныне называемой Кругобайкальской (КБЖД). На период ее строительства в качестве временной меры была запланирована железнодорожная паромная переправа через Байкал. До постройки КБЖД переправа должна была связать ст. Байкальская и ст. Мысовую на восточном берегу озера «плавучим мостом». В конце 1895 года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и компания» в Ньюкасле на изготовление парома-ледокола «Байкал». Совместно с ним был заказан вспомогательный ледокол, который назвали «Ангара».



После того как два корабля были построены, их разобрали. В разобранном виде корабли переправили в село Листвиничное, где была сооружена временная верфь – здесь организовали сборку кораблей. Первым собрали «Байкал», который спустили на воду в 1899 году. После этого завершили сборку «Ангары». Спуск последней произошел 25 июля (по старому стилю) 1900 года.

По словам заместителя председателя президиума Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Светланы Утмелидзе, в судьбе «Ангары» отразилась вся история России.

-В основном все наши экспонаты – дар иркутян. Например, фотография «Погрузка солдат на ледокол «Байкал»». Ее подарил Виктор Ведянкин, автор первого буклета об истории ледокола «Ангара». Им подарено много старых фотографий – дореволюционных и послереволюционных. Иркутяне приносили открытки Байкала, строительства Кругобайкальской железной дороги и самого ледокола. Большая экспозиция посвящена капитанам «Ангары». По нашим сведениям, в разные годы было 14 капитанов. Мы нашли не все их фотографии, но портрет первого капитана – Иоганна Фридриха Мазура - у нас есть. Недавно, родственниками, нам были присланы снимки капитана Трубицина. У нас имеются снимки капитанов Русанова, Базилевского, Зубкова, Лазо. Анатолий Райзбер работал капитаном в 50-60 годы. Он подарил нам свои личные вещи, в том числе сделанную собственными руками лампу, – рассказывает Светлана Алексеевна Утмелидзе.

Всего за 20 лет работы ледокола в качестве музея собралось множество документов и различных экспонатов.


Но для иркутян важна также долгая история спасения «Ангары», ведь участие в строительстве Транссибирской магистрали – лишь одна ее страница. К сожалению, была еще и страница человеческого забвения.


В свое время ледокол перемещался из залива в залив Иркутского водохранилища. После одного из ремонтов руководство области приняло решение передать его ДОСААФ, (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации Флоту), под морскую школу. После этого решения «Ангару» перевели из порта «Байкал» на 21 километр водохранилища.

- Нужно отдать должное замечательному капитану Казимиру Андрулайтису, – он смог осуществить проводку ледокола через подводный хребет с возвышающимся над водой Шаман-камнем. Там мелководье, очень боялись, что «Ангара» может сесть на мель и не пройти. Но он нашел техническое решение: два лихтера подогнали с боков, наполнив их водой, в результате чего «Ангара» была значительно приподнята и прошла мелководный участок. На 21 километре она находилась до 1975 года, – продолжает Светлана Утмелидзе.

Был такой момент, когда ледокол «Ангара» остался совсем без присмотра, охрана отсутствовала. Как известно, наши люди берут все, что лежит криво - кто-то открутил какие-то детали, в результате чего «Ангара» была притоплена по самую палубу.



Нашлись личности, которые стали искать средства, чтоб разрезать ледокол и сдать в металлолом. Председатель Иркутского горисполкома, Николай Францевич Саладский, услышав об этом, сказал, что этого делать никак нельзя и высказал идею об открытии на «Ангаре» музея.

-Для этого ледокол с 21 километра был переведен в район ГЭС и поставлен на растяжки с тем, чтобы в годовщину Октябрьской революции, в 1977 году, создать на его базе музей. Комсомолу было поручено провести субботники и собрать средства для реализации этой идеи. Но средства найдены не были и «Ангара» снова оказалась в полузаброшенном состоянии.

Однажды налетел шквалистый ветер, и ледокол сорвало с растяжек, в результате чего его корма оказалась затопленной. В таком виде он находился до 28 августа 1985 года. Долгое время общество охраны памятников, историки, журналисты пытались обратить внимание властей на плачевное состояние ледокола. Николай Францевич собрал комитетную комиссию, чтобы доказать, что ледокол находится в нормальном состоянии и его можно восстановить. Это было связанно с тем, что речное пароходство списало «Ангару» и официально заявило о невозможности его восстановления. Акт о состоянии ледокола был подписан, а на следующее утро обнаружилось, что ледокол исчез. Оказывается, ночью его отбуксировали в Мельничную Падь.

- Недавно у нас в гостях был водолаз Волокитин, который рассказал, что ночью его вызвали, сказав сказали взять с собой снаряжение, потом подогнали плавучий док и отбуксировали «Ангару» в Мельничную Падь, чтобы она своим полузатопленным состоянием не портил вид в глазах туристов, – говорит Светлана.

В Мельничной Пади «Ангара» тоже была установлена на растяжки, и находилась там до 1988 года. Но снова порывом ветра она была сорвана с растяжек, и судно зачерпнуло бортом воду.



Никто не брался за финансирование ремонтно-восстановительных работ. И тогда Николай Саладский, уже будучи на пенсии, пришел в Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры штатным заместителем председателя и собрал пленум общества охраны памятников. На нем было принято решение, что общество берет на себя финансирование ремонтно-восстановительных работ ледокола «Ангара».

К тому периоду времени относится начало второй жизни ледокола «Ангара». В 1989 году все работники и активисты общества охраны памятников ездили по городам и селам для сбора средств по ведомостям. Собранных финансов оказалось недостаточно, тогда решили провести денежно-вещевую благотворительную лотерею.

-Мы выпустили полмиллиона билетов. Все их продали стоимостью один рубль. Откликнулся и Фонд Мира, в то время возглавляемый шахматистом Анатолием Карповым. Были выпущены листовки, в которых Саладский начал свое обращение со слов: «Сограждане, нужна ваша помощь!». Такое искреннее обращение не оставило иркутян без отклика. Также, в то время нам очень помогали средства массовой информации. Никто никогда не отказывал в помощи, все понимали, что это общее и благое дело, которое нужно поддержать.

В результате всех принятых мер, было собранно почти 800 000 рублей. Этих средств оказалось достаточно, чтобы восстановить ледокол «Ангара».



Для посещения «Ангара» была торжественно открыта в 1991 году. Вся территория пирса, прилегающая к «Ангаре», изначально была определенна под музей. На этой территории должно быть что-то связанное с самим ледоколом. К сожалению, вместо этого появились безликие постройки и пивные кафе.

- Нами на средства фонда «Оберег» разрабатывается проект музея на берегу, воссоздающий обстановку конца XIX века. Хотелось бы, чтобы здесь был небольшой участок Транссибирской магистрали: паровоз, вагончик, платформа. В проектируемом музее под открытым небом будут построены маяк (с лазерным оборудованием), будет воссоздана водоподъемная башня с размеченной в ней библиотекой и архивом, собранными ВООПИиК за долгие годы, в том числе по историческим объектам Транссибирской магистрали, – делится планами Светлана Андреевна.

С этим проектом Общество охраны памятников обращается в Администрации города и области, а также в отделение партии «Единая Россия». Если проект будет осуществлен, то город получит совершенно неповторимый музейный комплекс, а прилегающая к ледоколу территория по-прежнему будет местом отдыха иркутян и гостей города.



За прошедшие 20 лет возникла необходимость проведения капитального ремонта ледокола «Ангара». Светлана Утмелидзе обращается к меценатам, благотворителям и ко всем неравнодушным с просьбой оказать финансовую помощь в проведении необходимых ремонтных работ.

Дмитрий Николаев


Источник: http://www.gazetairkutsk.ru/jur/2011/04/18/id203/
Категория: История | Добавил: War2maN (17.06.2011) | Автор: Дмитрий Николаев W
Просмотров: 4268 | Теги: Сибирь, иркутск, Ангара, Байкал, история, Ледокол Ангара, 1900 год, иркутяне, легенда Байкала - ледокол ангара | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright War2maN © 2017